Налоговое законодательство Таджикистана

Налоговое законодательство Таджикистана

Общие сведения

Отрасль налогового законодательства Республики Таджикистан представляет собой развитую систему нормативных правовых актов по регулированию налоговых отношений. Основы налоговой политике заложены в основном законе страны – Конституции Республики Таджикистан, принятой на всеобщем референдуме 06 ноября 1994 года.

Большая часть положений по правовому регулированию в данной сфере охватывается Налоговым Кодексом от 17 сентября 2012 года № 901 (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2012 г., № 9, ст. 838; 2013 г., № 12, ст. 889, ст. 890; 2015 г., № 3, ст. 21). Особенностью законодательства является приоритет положений, закрепленных в Кодексе, по сравнению с нормами других законов и иных правовых актов (пункт 3 статьи 2 Кодекса). Во исполнение положений Кодекса принимаются Постановления Правительства Таджикистана в указанных в Кодексе случаях. Во многом они носят процедурный характер, например, Постановлением Правительства Таджикистана от 03 августа 2013 года № 323 утверждены Правила постановки на учет, присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков, установки кодов причины постановки на учет. В связи с тем, что в законодательстве предусмотрено разделение налогов на общегосударственные и местные налоги, то особенности налогообложения последних осуществляется нормативными правовыми актами местных органов.

Государственные налоги

Одним из важных поступлений в республиканский бюджет является подоходный налог. При определении ставки налога необходимо учитывать сумму личного вычета для каждого налогоплательщика. Данная сумма налогом не облагается. Если доход свыше вычета составляет до 140 сомони, то ставка равна 8 %, свыше 140 сомони - 21%. В иных случаях ставка составляет 13 % без применения вычетов кроме вычета по социальному налогу. Для заработных плат лиц-нерезидентов установлена повышенная ставка в размере 25 %. К объекту для исчисления налога относятся доходы в виде заработной платы и физического лица от деятельности, не относящейся к работе по найму.

На валовый доход организаций установлен налог на прибыль по ставке 14% для деятельности по производству товаров, с 1-го января 2017 года - 13 %, но не менее 1 % валового дохода. Для остальных – 24 %, а с начала 2017 года ставка уменьшается на 1 %.

Объектом налогообложения выступает валовой доход, который включает доходы, вознаграждения и выгод налогоплательщика в денежной и натуральной (нематериальной) форме, включая все поступления, увеличивающие чистую стоимость активов налогоплательщика. Это хорошо видно на примере нерезидентов. Для них установлены специальные ставки на валовые доходы, полученные от источника в республике Таджикистан. К ним относятся: доходы, дивиденды, проценты, страховые взносы, доходы в виде заработной платы. Ставки колеблются от 5 до 25 %.

Налог на добавленную стоимость облагает налогооблагаемые операции (оказание услуг, поставки товаров, выполнение работ) и налогооблагаемый ввоз по стандартной ставке в 18 %. Нулевая ставка применяется для экспорта товаров, за некоторыми исключениями, товаров, произведенных в свободных экономических зонах, хлопка-волокна, хлопковой пряжи и хлопка-сырца.

Акцизы устанавливаются на подакцизные товары (например, спирт, табак, топливо) или подакцизные виды деятельности (услуги сотовой связи, телефонии и другие) и включаются в стоимость таких товаров или услуг. По общему правилу ставки регулируются Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в которой указываются ставки на каждый товар или вид деятельности.

Социальный налог облагает выплаты, производимые сотрудникам и работникам по договорам, в виде заработной платы и иных вознаграждений за определенные работы или услуги. Это касается как граждан Таджикистана, иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Общая ставка, за некоторыми исключениями, составляет 25% для страховщиков и 1% для тех, кого страхуют.

Налоги на природные ресурсы делятся на налоги с недропользователей и роялти за воду. В первом случае облагаются добытые полезные ископаемые (нефть, уголь, драгоценные металлы и другие), во втором - пользование водными объектами при получении электроэнергий через гидроэлектростанции. Роялти за добычу составляет от 0,5 до 10% в зависимости от вида полезного ископаемого, а для роялти за воду они равняются 0,06 показателя на каждые 1000 киловатт/час произведенной электроэнергии.

Налог с пользователей автомобильных дорог взимается по ставе 1%, кроме торговой заготовительной, снабженческо-сбытовой деятельности. Для данных видов деятельности ставка снижена до 0,25%. Однако данный вид налога действует только до 31 декабря 2016 года.

Налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного устанавливается за реализацию или самостоятельную переработку данных видов товаров. Для хлопка-волокна ставка установлена в размере 10%.

Местные  налоги

Наряду с налогами, которые поступают бюджет Республики, существуют также налоги для местных бюджетов. К местным налогам относятся налог на транспортные средства и налоги на недвижимое имущество. В первом случае в зависимости от количества лошадиных сил облагается мощность двигателя от 1 до 14,5%. Во втором случае земельный налог взимается с земельных участков по установленным ставкам местными органами, а на объекты недвижимости от 3 до 25% в зависимости от вида объекта, его площади и местоположения.

Налоговые режимы

Помимо установления различных видов налогов предусмотрены различные налоговые режимы: специальные и льготные налоговые режимы. В первом случае законодательно устанавливается особый порядок исчисления налогов для определенной категории налогоплательщиков. Так, например, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе патента платят фиксированный размер налога, невзирая на то, какой доход получен в налоговом периоде.

К другим таким режимам относятся упрощенный режим для субъектов малого предпринимательства и производителя сельскохозяйственной продукции (единый налог), специальный режим налогообложения для субъектов игорного бизнеса.

Отличие льготных налоговых режимом состоит в основном в том, что в определенных случаях на определенный период лица, ведущие указанную деятельность полностью или частично освобождаются от уплаты каких-то налогов. Льготы предусмотрены для строительства гидроэлектростанций, заново созданных предприятий, осуществляющим полный цикл переработки хлопка-волокна в конечную продукцию, птицеводческих организаций по производству комбинированных кормов для птиц и животных, участников рынка ценных бумаг, операции по соглашения о разделе продукции. Следует отметить, что именно в данной области обо ярко выражены особенности налогового законодательства Таджикистана по сравнению с другими странами (например, Россией). По льготам, предоставляемым указанным видам деятельности, можно судить, что их развитие является приоритетом в государственной политике, и этот опыт уникален.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты